В декабре Дональд Кнут выложил в сеть несколько кусочков будущего четвёртого тома труда своей жизни, многотомного талмуда «The Art of Computer Programming». Как обычно, за каждую найденную ошибку в тексте профессор высылает чек на $2.56. Все примеры, как обычно, приводятся на языке ассемблера для выдуманной машины MIX. Вся типографика, как обычно, делается в системе TeX, которую Кнут написал себе около двадцати лет назад для оформления первого тома, и которая явилась основой всей компьютерной типографики в мире. Книги набираются шрифтами, которые Кнут сам изобрёл и реализовал тогда же.
Для меня всегда эта персона была, не побоюсь этого слова, живым идолом. Какая-то запредельная, неземная святость есть в человеке, посвятившем жизнь оформлению всей компьютерной науки в письменный вид. Трудность состоит в том, что наука эта развивается значительно быстрее, чем живой человек может просто набирать слова на клавиатуре, уже не говоря о том, что эти слова надо придумывать, вычитывая все (ВСЕ!) публикации на тему информатики и программирования в мире. При этом книги не являются рефератами!
Его домашняя страница содержит скудные сведения о Дональде Кнуте как о человеке. К примеру, пока мир скачет от ICQ к MSN и прочим средствам быстрой связи, профессор в 1990 году отказался от использования электронной почты и на эту тему совершенно счастлив. Ему можно написать бумажное письмо, а можно прислать email на адрес кафедры (секретарь прочтёт и, если сочтёт нужным, распечатает и отнесёт). В любом случае, чтению писем он посвящает один день в месяц и никогда не отвечает на вопросы.
Всё остальное время он занят книгой. Более 12 часов в сутки он непосредственно работает над текстом. Он давно отказался как от преподавания, так и от работы с аспирантами (их было 28; ему понравилось число, и он решил больше не брать). Он не рецензирует присылаемые диссертации, если они не посвящены проблемам, над которыми он работал в последние две недели.
Четвёртый том по объёму превзойдёт первые три вместе взятые ;) А для окончания всех семи ему, по его же расчётам, потребуется около 20 лет вот такой отшельнической жизни.
untone
очепятка в субже: надо "Дональд Крут".
Ваня Курманов
Безумный дядька. "A character!", как говорят англичане. Спасибо!
Макс Лапшин
Когда Кнут создавал TeX, уже тогда были системы верстки. Уже тогда он использовал примитивную схему верстки (vertical flow) с которой он и остался до сих пор.
У теха есть очень большое преимущество: он текстовый и с его помощью удобнее всего генерить PDF-ы в автоматическом режиме. Но для верстки сложных вещей он малопригоден, отчасти из-за убогой работы с графикой и ужасной поддержки русских шрифтов (ни Type1, ни OpenType, а в Метафонте все грустно).
Макс Лапшин
> явилась основой всей компьютерной типографики в мире
— откуда дровишки? TeX — одна из самых примитивных систем, хотя и имеет свои очень серьезные преимущества.
P.S. Хоть убей не могу понять, какова ценность работ Кнута для прикладного программиста.