Что вообще имеет смысл делать в мире

  • Posted on
  • by

Единственное интересное, что может сделать человек (человечество) в этой вселенной, -- это немножко навести порядок. Снизить градус энтропии. Всё остальное произойдёт и так, рано или поздно.

Порядок в космосе бывает двух видов -- систематизированные знания о мире и красота. Ну то есть наука и искусство. Если подумать, то любые другие занятия в общей картине космоса ничего не меняют.

Таким образом, безусловно имеет смысл быть настоящим учёным или артистом/художником.

Не всем дано и не всем это приносит счастье, поэтому спустимся на второй уровень: имеет смысл помогать учёным и артистам. Например, зарабатывать им деньги, менеджерить их, кормить их вкусной едой, организовывать им средства связи. Это работа рядом, в непосредственной близости и на благо учёных и художников.

Третий уровень сложен и разнообразен. Например, заниматься бизнесом в общем случае смысла не имеет, но если вы делаете успешный бизнес, на прибыли от которого покупаете картины, то вы немножко помогаете. С другой стороны, ваш бизнес может стать большим, у одного из тысяч ваших сотрудников родится талантливый ребёнок, который создаст новую теорию всего или напишет новую Yesterday. И это станет полезным выхлопом вашей бессмысленной компании про прроизводству мобильных телефонов или рекламных слоганов. Третий уровень -- это уровень конструктивного созидания внутренних людских благ, которые сами по себе имеют нулевую ценность для космоса. Например, сюда относятся все технологии, вся прикладная наука, весь современный интернет, вся промышленность, транспорт, туризм, медицина, чиновники, церкви и так далее. На третьем уровне живёт подавляющее большинство людей.

Есть и четвёртый уровень. Можно в принципе ничего не создавать, а только потреблять. Например работать менеджером по рекламе, а всю зарплату спускать на еду, одежду, отдых в Египте и айфоны. В этом случае вы неявно, через третьи руки, с вероятностью сильно меньше единицы помогаете тем, кто на третьем уровне, помогать тем, кто на втором помогает тем, кто делает что-то осмысленное на первом. Помогаете тем, что платите.

Таким образом с некоторой вероятностью, почти любое занятие может быть полезным в космическом масштабе. Но рационально думать а) о вероятностях, б) о вреде.

Пример вреда: делать удобный продукт, который позволит людям эффективно заниматься бесполезным занятием. Компьютерная игра, социальная сеть, телевизор, новый сорт пива, кредитный продукт в банке. Ваш вредный продукт может заработать много денег и этим принести со своего четвёртого уровня 2 йоты пользы, но вред от того, что талантливый ребёнок строит на айфоне ферму из пикселей, а не учит физику, перекроет эту пользу тысячератно.

Пример низкой вероятности: обычный взрослый человек с третьего уровня скорее всего уже не сможет сам стать учёным или художником. Если вы такой человек, а ваши дети уже подросли и идут по вашим стопам, то есть не попадают на первый уровень, то вы едва ли очень полезны. Слишком много коэффициентов меньше единицы между вашими усилиями и реальной пользой. Можно успокаивать себя тем, что почти ноль это ещё не ноль и что не всем же дано, но, откровенно говоря, почти ноль умножить на ещё один почти ноль уже равно ноль. Гомеопатия не работает.